Изменения в утилизационном сборе: что нас ждет?

В ходе своего выступления в Госдуме министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов рассказал о близком к утверждению подходе к расчету утилизационного сбора. Ответы на вопросы, касающиеся повышения утилизационного сбора, были даны в диалоге с депутатом от КПРФ Алексеем Корниенко. Согласно данным ведомства, к концу 2025 года 73% автомобилей будет ввезено на территорию России физическими лицами с применением более низкого утилизационного сбора. Если текущая ситуация не изменится, это может угрожать закрытием недавно открывшихся автомобильных заводов и значительными потерями рабочих мест. По информации, опубликованной «Новости на VL.ru», министр потратил время на разъяснение нового повышения утилизационного сбора, которое вызывает недовольство граждан Дальнего Востока. Он отметил, что позапрошлом году сбор уже поднимался, а в текущем году он был доработан для юридических лиц. Эти меры не привели к увеличению цен, а некоторые модели даже подешевели на 100–150 тысяч рублей, что указывает на растущий разрыв между поставками от официальных дистрибьюторов и ввозом физлицами. Алиханов выразил беспокойство тем фактом, что за первые девять месяцев 2023 года свыше 73% автомобилей было ввезено частными лицами. Это привело к возникновению практики серых продаж, когда автомобили, импортированные на физических лиц, потом реализуются через дилеров. Это создает дисбаланс на авторынке и ставит под двойственную угрозу инвестиции от китайских компаний, которые открыли свои заводы в России. Одной из ключевых тем выступления министра стало сокращение бюджетных доходов от утилизационного сбора. На текущий год уже зарегистрировано снижение на уровне 110 миллиардов рублей, и предлагается дополнительно сократить еще 124 миллиарда рублей. Эти средства необходимы для поддержки таких ключевых отраслей, как автомобилестроение и авиация, которые зависят от поступлений от утилизационного сбора. В дополнение к этому, министр подчеркнул, что проблема с «серым импортом» касается не только Дальнего Востока, но и других регионов России. Он заметил, что местное производство – это важный фактор, влияющий на использование отечественных материалов, от которых зависит экономика страны. Завершая обсуждение, министр сообщил о намеченном митинге, проходящем 11 октября во Владивостоке против повышения ставок утилизационного сбора. Эксперты прогнозируют, что изменения в методике расчетов могут значительно сократить импорт автомобилей и негативно отразиться на связанных отраслях. По итогам анализа на вечер 7 октября, законопроект собрал 123 тысячи отрицательных откликов против 658 положительных, указывая на очевидное недовольство среднего потребителя.